Главная / Наука и техника / Наука / Иррациональность поведения человека в Бихевиоральной экономике

Иррациональность поведения человека в Бихевиоральной экономике

Бихевиоральная экономика – для многих понятие достаточно запутанное и непонятное. Попробуем разложить его на составляющие. Бихевиоральный (это прилагательное произошло от слова behavior, что значит «поведение») — это такое направление в психологии, центром изучения которого становится поведенческая реакция человека. Основная концепция бихевиоризма была изложена Б. Скиннером на заре XX века. Центральная идея учения заключается в том, что понять психологию человека, его внутренние устремления невозможно, так как их невозможно увидеть. Поэтому необходимо обратить внимание на непосредственное поведение человека, на его воздействие на окружающую среду с целью достичь определённых изменений. Если действие приводит к задуманному результату, то увеличивается вероятность возобновления той или иной поведенческой реакции каждый раз, как возникает необходимость получить положительное подкрепление этого типа. Если же положительного подкрепления нет, то вырабатывается отказ от этого вида поведения.

Не будем мудрить над понятием «экономика», оставим его в классическом варианте, как дисциплину, какая работает над изучением образа действий человека в совокупности его целей и способов их достижения с помощью относительно ограниченных ресурсов, которые тем не менее допускают много различных вариантов применения. То есть, мы возвращаемся к классической паре «желаю и могу». И помочь нам в достижении равновесия должна именно экономика.

laporan-laba-rugi-perusahaan-manufaktur

Рассмотрим в подробностях поведение человека в условиях Бихевиоральной экономики

Весь XX век рассматривал человека – как субъекта разумного, способного логически мыслить, анализировать информацию и на этой основе принимать решения, максимально выгодные для него самого. Человека принято называть рациональным, умным, способным к синтезу/анализу информации, имеющим определённые модели поведения, что даёт возможность вывести алгоритм всех его действий. По большому счёту человек – это машина, которая поддаётся программированию.

Но бихевиоральная экономика утверждает совершенно обратное. Первые упоминания о том, что поведение человека иррационально и нелогично, были сделаны в конце 70 годов прошлого столетия. А менее чем тридцать лет спустя появились этому научные подкрепления, сделанные Нобелевским лауреатом (премия по экономике 2002 г.) Дэниэлом Канеманом и его многолетним соавтором Амосом Тверски. Слабым звеном моделей поведения в классической экономике является факт пренебрежения социальной природой человека. На нас влияют не только экономика и рыночные отношения, но и определенные социальные нормы. А меж первыми и последними факторами возможны как несоответствия, так и достаточно конфликтные ситуации. Поэтому традиционная экономика не может охватить полно и точно модели человеческого поведения.

3a4508ef-6843-4ae3-8c2d-e253bd89d161

В настоящее время одним из пропагандистов бихевиоральной экономики является Дэн Ариэли, профессор Дюкского университета (США). Он проводил множество экспериментальных опытов, которые в полной мере раскрывали нелогичность человеческого поведения, его иррациональность.

Ариэли, как и другие сторонники бихевиоральной экономики утверждает, что «человека экономического» никогда не существовало и вряд ли он когда появится. В человеке изначально заложена иррациональность мышления и поведения, нелогичность является неотъемлемой частью нашего мозга, а, возможно, она заложена в нас генетически. И важно понять, что нелогичность человека не бессмысленна, а, наоборот, её можно предсказать.

Небольшой пример. В фойе общественного здания была проведена акция по продаже элитных трюфелей швейцарской фирмы Lindt и конфет Kisses. На трюфель была установлена цена 15 центов, а «поцелуйчик» – только 1 цент. Разница между каждой конфетой составляла 14 центов, и покупателю необходимо было выбрать лишь одно лакомство. Естественно, что проходившие люди не упускали случая полакомиться трюфелями за 15 центов, таких любителей оказалось 73 процента. На следующий день эксперимент видоизменили. Трюфели теперь продавали по 14 центов, а Kisses отдавали бесплатно. Обратите внимания, на второй день трюфели подешевели на один цент, разница между конфетами составила те же 14 центов, но Трюфели приобрели лишь 31 процент, когда доля любителей бесплатного товара оказалась – 69 процентов. Подтверждение иррациональности уникальное!

Printsipy-investirovaniya-1

Мы не замечаем, что порой наши решения и поступки совершенно нелогичны. Мы лишь уговариваем себя, что они результат наших обдуманных решений. Основное заблуждение в классической теории, сторонники данных выводов видят в том, что стандартная экономика пытается возвысить человека, наделить его рациональностью, оптимизмом, разумностью. Однако необходимо отойти от навешанных на человека ярлыков. И постараться увидеть каждого субъекта именно таким, каким он и является, в сущности. Неустранимая нерациональность человеческого поведения показывает направление к поиску методов, которые дают возможность откорректировать эту трансцендентность и способны смягчить её нежелательные последствия, что в равной степени важно и для человека, и общества.

Об авторе Майя Корж

Я много путешествую и занимаюсь различными видами спорта. Пишу о том, что видала, слышала, трогала)))

Посмотрите еще

698ee37555fe0f93435d323b63dd70eb.jpg

Появление скрипов при торможении автомобиля

Для каждого автомобилиста очень важно, чтобы его машина была технически исправной. При появлении постороннего шума …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *